Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в рамках изучения предметов учебного плана, на практике для решения задач в повседневной жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление — способность предложить нестандартный и творческий выход из ситуации.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности разработан на региональном (приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10.10.2023 № 26-36-вн-1587), муниципальном (приказ Управления образования Бардымского муниципального округа Пермского края от 10.10.2023 № 444) уровнях и непосредственно в каждой образовательной организации в рамках реализации национального проекта «Образование» Минпросвещения России (приказ № 03-1510 от 14.09.2021).
Российская Электронная Школа (далее – РЭШ) – образовательная платформа, рекомендованная Министерством просвещения РФ, в которой содержится банк заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся или отслеживания уровня её сформированности. Подобные задания включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам. Подготовка к государственной итоговой аттестации проходит в течение всего периода обучения в школе. Результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что большинство ошибок при выполнении заданий связаны с неумением правильно понять условия выполнения задания и извлечь нужную информацию. Именно на это и направлены задания РЭШ. Чем раньше дети познакомятся с разными форматами заданий, тем увереннее они будут на экзамене и выше будет результат.
В нашей школе разработан комплекс мероприятий по формированию функциональной грамотности школьников с целью планомерной подготовки учащихся к указанным выше мероприятиям. Ознакомиться со всеми документами можно на странице официального сайта школы.
Система работы с учащимися по формированию функциональной грамотности в 2023-2024 уч.г:
1. На уроках учителя используют задания, направленные на формирование функциональной грамотности, на разных этапах урока, они есть и в учебниках по предметам.
2. Задание из банка РЭШ предлагаются детям в качестве выполнения домашнего задания не более одного (из всех предметов) в неделю.
3. Время на выполнение каждого задания 20-30 минут, что соответствует требованиям СанПиН при работе с электронными ресурсами.
4. По результатам выполнения этих заданий на уроке иногда учитель проводит разбор типичных ошибок с целью выработки стратегии выполнения заданий в дальнейшем и умении сделать акцент на ключевые слова в задании.
5. Задания, которые выполняют учащиеся, оцениваются автоматизированной системой РЭШ в баллах.
· Банк заданий для формирования функциональной грамотности
· Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ
· МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся
· Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10.10.2023 № 26-36-вн-1587 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2023- 2024 учебном году"
· Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 26.09.2023 № 26-01-06-911 "Об утверждении состава региональной команды и плана («дорожной карты») мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Пермском крае на 2023 - 2024 учебный год "
· Приказ Управления образования Бардымского муниципального округа Пермского края от 10.10.2023 № 444 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся"
· Приказ директора МАОУ "Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева" №206 от 18.10.2023 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся"
· Приказ директора МАОУ "Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева" №221 от 08.11.2023 "Об обеспечении участия в диагностике по функциональной грамотности"